Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Выделяют следующие составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность – это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, а также:
- использовать естественнонаучные знания,
- выявлять проблемы,
- делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Глобальные компетенции – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Функциональная грамотность – современный вызов для образования
Функциональная грамотность |
Компетенции |
Качества личности |
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- ИКТ-грамотность
- Финансовая грамотность
- Культурная и гражданская грамотность
|
- Критическое мышление/решение проблем
- Креативность
- Коммуникации
- Сотрудничество
|
- Любознательность
- Инициативность
- Настойчивость/выдержка
- Адаптивность
- Лидерство
- Социальная и культурная осведомленность
|
Формируемые компетенции:
- применять приобретенные знания и умения в ситуациях жизненного характера;
- самостоятельно осваивать новые знания и умения.
Полезные ссылки и методические материалы
Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности» (ссылка)
Родительское собрание "Функциональная грамотность" (ссылка)
Банк тренировочных заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий по ФГ. Ознакомиться по ссылке
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности. Ознакомиться по ссылке
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности. Ознакомиться по ссылке.
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ. Ознакомиться по ссылке
Полезные ссылки
Нормативные документы:
Письмо Министерства Просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
Письмо Министерства Просвещения РФ от 28.09.2023 №03-1553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
Приказ Министерства образования Саратовской области от 19.09.2023 №1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Саратовской области на 2023/2024 учебный год»
Приказ Комитета образования АБМР от 22.09.2023 № 474 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Балаковского муниципального района на 2023/2024 учебный год»
Приказ МАОУ СОШ №28 от 29.09.2023г. №443 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ СОШ №28 на 2023/2024 учебный год»