В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей.
Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц.
Вторая цель информационной безопасности – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:
• персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
• обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
• защищенная законом интеллектуальная собственность.
Информационная безопасность
Памятки по безопасному пользованю сетью Internet
Детские безопасные сайты
Разместите ссылки на безопасные сайты для детей. Этот блок можно также выключить.
- https://solnet.ee/ - Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
- http://персональныеданные.дети/ - Что ты знаешь о защите персональных данных?
- http://kids.kremlin.ru/ - Президент России гражданам школьного возраста.
- https://www.saferunet.ru/ - Центр безопасного интернета в России.
- https://www.tirnet.ru/ - Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.
- http://www.fid.su/projects/detionline - Линия помощи «Дети онлайн».
- https://web-landia.ru/ - ВебЛандия.
- https://predkov.net/ - Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.
- http://e-parta.ru/ - Информационно-познавательный портал для подростков.
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
- Нежелательный контент
- Интернет-знакомства
- Кибербуллинг
- Кибермошенничество
- Интернет- и игровая зависимость
- Вредоносные программы
Советы по безопасности в этом возрасте
Дети и подростки используют интернет по-разному и для разных целей по мере взросления. Родители детей из каждой возрастной группы беспокоятся о разных вещах и хотят контролировать разные действия. Однако есть набор общих рекомендаций, которые следует помнить родителям детей и подростков любого возраста.
- Храните имена пользователей и пароли в безопасности
- Периодически меняйте пароли
- Не разглашайте личную информацию в интернете
- Будьте внимательны в социальных сетях
- Проверяйте возрастные ограничения
- Объясните опасность передачи геоданных
- Используйте одинаковые правила при общении онлайн и лично
- Установите родительский контроль
- Используйте антивирусные программы
- Расскажите о существовании фальшивых рекламных объявлений
- Объясните детям об опасности личных встреч с незнакомцами
- Мониторинг истории поиска в интернете
(Подготовлено по материалам сайта https://www.kaspersky.ru/resource-center/preemptive-safety/kids-guidelines)
- Памятка для родителей «Ваш ребёнок в опасности!»
- Памятка для родителей «Возможные опасности, с которыми сопряжён доступ детей к интернету»
- Рекомендации родителям «Как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным»
Социальные ролики
Мошенническая схема «Направление электронных писем, сообщений и звонки от имени различных фондов»
Мошенническая схема «Игра на бирже»
Мошенническая схема «Звонок от сотрудников правоохранительных органов»
Мошенническая схема «Звонок из службы безопасности банка»
Педагогам
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Порядок проведения мониторинга социальных сетей по выявлению фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению разработан в целях проведения анализа и оценки социальных сетей, посещаемых детьми по своевременному выявлению информации, причиняющей вред их здоровью и развитию:
- пропаганда суицидов,
- порнография,
- пропаганда насилия,
- экстремизм,
- агрессия,
- кибербуллинг,
- киднеппинг и др.
Мониторинг определяет основные параметры фильтрации и блокировки от детей всевозможных фанатских сайтов: социальных сетей, объединяющих людей с неуравновешенной психикой, разного рода группы депрессивных течений и группы суицидальной направленности.
Родители и классные руководители при выявлении социальных сетей, склоняющих несовершеннолетних к асоциальному поведению уведомляют об этом классных руководителей, администрацию школы, учителей информатики или, пользуясь памяткой по реагированию на информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, распространяемую в сети Интернет, предпринимают определённые действия.
Возможные Социальные сети, в которых могут «сидеть» дети – Вконтакте (самая опасная), Одноклассники, Facebook, Фотострана, MySpace, instagram, «Мой Мир» на почтовом сайте mail.ru.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;
- побуждающая детей вступить в различные секты;
- различные интернет-магазины.
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета
- Сайт конкурса «Позитивный контент». Конкурс направлен на поддержку команд создателей и разработчиков существующих интернет-ресурсов с позитивным контентом для детей и подростков, а также на стимулирование к созданию и реализации новых интернет-проектов с позитивным контентом для детей и молодежи.
- Конкурс социальной рекламы. Цель конкурса: привлечение внимания широкой общественности к необходимости построения безопасного интернет-пространства и повышения информированности детей, подростков и родителей о безопасном использовании онлайновых технологий.
- Лучший школьный сайт. Цель конкурса- привлечь учеников к процессу создания собственного школьного сайта,
- Интернет в мире и мир в интернете. Конкурс посвящен широкому кругу проблем развития инфокоммуникационных технологий, проблемам информационной безопасности, социальным и психологическим аспектам коммуникации в информационном обществе.
Дополнительные методические материалы
- Лига безопасного интернета
- "Интернет-безопасность детей" - методические материалы
- "Медиабезопасность"